Первое, что сказала Ронда вовремя сеанса, было следующее: «мои родители развелись и я пообещала сама себе, что я никогда-никогда не сделаю это с семьей, которую я создала». Она была чрезвычайно расстроена. Брайэн обхватил ее рукой, но она отстранилась от него.
Я попросил его переместиться напротив ее, чтобы они могли видеть друг друга.
Второе, что она сказала: «Я выдохлась. Я не могу больше продолжать. Это взаимоотношение закончено для меня."
Брайэн был шокирован. Он сказал ей, что уже слышал, как она это много раз говорила раньше и он очень старался что-то изменить в их отношениях в течение предыдущих нескольких месяцев. Он начал это объяснять...Я остановил его. Когда мы объясняем что-то, это рассматривается как способ ухода от того «что есть», с точки зрения Gestalt.
Я попросил его просто сказать ей то, что он чувствовал. После того, как потребовалось значительное количество поддержки, он сказал ей, что запаниковал и чувствует себя брошенным. Он начал плакать.
Она сидела там еще некоторое время, не проронив ни слова. Когда я помог ей начать говорить, она сказала, что опустошена; это было слишком много в эмоциональном плане и она вышла из своей осведомленности. В Gestalt, когда такое происходит, мы оставляем в покое этого человека.
Поэтому я продолжал работать больше с ним – объясняя ему, что она не доступна, поэтому нет смысла продолжать на нее давить; я сидел вместе с ним в его переживаниях и помогал ему оставаться с самим собой в этом месте. Я признал, что понимаю, как он себя чувствовал, насколько ужасно было для него находиться в этом месте и насколько тяжело это было, когда она «закрыла все двери» и была совсем не доступна для него в этот час несчастья, когда она была так нужна.
Затем Ронда взглянула на него со слезами в ее глазах. Она сказала: это произошло с твоей матерью, и с твоей бывшей женой, я никогда не желала делать это с тобой.
Он сломался и погрузился в себя. Я попросил его не терять присутствия и обратить внимание на то, что сейчас у нее слезы на глазах и она стала доступной для общения, и признать, что в данный момент появилась связь. Это было очень тяжело для него.
Он сказал ей, что чувствовал себя виноватым, чувствовал, что он потерпел неудачу и он начал говорить о том, как бы он хотел продолжать свои попытки. Но я остановил его, потому что никакого эмоционального фона не исходило от нее для какого-либо разговора о будущем.
После этого я спросил ее может ли она принять то, что он сказал. Она выглядела опустошенной, поэтому я предложил ей сказать ему, что внутри нее нет места принять это — это было бы эмоционально правдивым заявлением с ее стороны.
Ему было очень тяжело слышать это. Я поддержал его в том, чтобы отразить это обратно ей. Ее ответом было то, что она заметила злость, обиду и грусть в его глазах. И я попросил его назвать, что именно каждая из этих эмоций значила для него.
Она слушала, но потом сказала: я не хочу продолжать и я чувствую себя ужасно, потому что я знаю, настолько это тяжело для тебя.
Брайэн просто умолк, погрузился в себя и насколько я видел, был недоступен. Я предложил ему сказать ей, что он не способен ее слышать в настоящий момент, но для него даже это было трудно.
Поэтому я попросил ее поговорить со мной. Это техника, применяемая в терапии двоих людей, состоящих в отношениях, - поддерживать одного из них, если другой недоступен, то есть давления нет и другой человек может быть просто свидетелем.
Ронда сказала, что хотела бы дать ему больше времени, чтобы принять эту ситуацию, но я сказал, что думаю он, возможно, никогда не примет эту ситуацию. Он любил ее и маловероятно сдался бы. Это было немного шокирующим для нее.
Поэтому я вытащил из нее больше чувств и личных заявлений.
После чего Брайэн стал доступен для общения и она сказала ему, что чувствует себя очень виноватой и очень сожалеет. Они плакали вместе. Он захотел приблизиться, но она сказала ему, пожалуйста, держи дистанцию.
Я спросил ее почему, она сказала, что не любит его больше. Я подверг это заявление сомнению: оно основано на ошибочной идее любви как чувстве в чистом виде. Вместо этого я попросил ее сделать из этого заявления что-то личное. Она сказала: «я затворила все свои чувства».
Это было ключевым заявлением, так как в этом случае оно говорит о действии, выборе и воле.
Но время было неподходящим, чтобы работать над этим: простое признание этого факта тогда стало дверью, ведущей в область будущих вариантов выбора.
Итак, я попросил его подтвердить то, что он это услышал, и рассказать ей о своих чувствах. Ему удалось это сделать и они оба заплакали.
Однако что-то изменилось. На грани невозможного – и кто знает будущее – им удалось поддерживать некоторое основательное подлинное общение. Они оба достигли места переполнения, но с моей поддержкой одного из них, все еще присутствующего в эмоциональном плане в тот момент, они не потеряли способность продолжать и находиться там вместе, в этом месте утраты и отчаяния.
Окончательный результат был неизвестен. Но цель Gestalt состоит в достижении этого основательного подлинного общения; это становится почвой для реальных отношений – то, что до настоящего момента очевидно не хватало.
Блог Gestalt #48 - - Ведьма, деньги и болезнь
У Шонг-ли были серьезные проблемы со здоровьем в течение последнего года. После нескольких операций, ничего в физическом плане особо не помогало и становилось то лучше, то хуже. Итак, с точки зрения психологии, было дано следующее объяснение. Она прошла через различные сеансы терапии по данному вопросу...поэтому мне было все равно, повторять их или нет, и я спросил ее прямо о том, с чем она уже имела дело. Не очень полезно загружать слишком большое количество различных подходов в одну и ту же проблему, и все это требует некоторого осторожного профессионального суждения.
Если вы идете к врачу, может быть полезным получить второе мнение, но возможно не стоит получать 4 или 5 – это просто сбивает с толку. Когда вы продолжаете работать над тем же вопросом, один и тот же терапевт может достичь глубины, но «смена терапевтов» может оказаться не только не продуктивной, но даже наоборот. Поэтому я не хотел просто автоматически нырять в самую глубину вопроса.
Я попросил рассказать о контексте: что случилось год назад, когда она впервые начала испытывать проблемы со здоровьем. Она связала это с тем временем, когда она приобретала некоторые бумажные «деньги», используемые в Китае для сжигания, в основном в память о ком-то. До этого ее отец умер 5 лет назад, и она приобретала их для этой цели.
Пока она осуществляла покупку, «ведьма» (с ее слов) предупредила ее не покупать слишком много, иначе она заболеет. Она сразу же попыталась вернуть покупку, но магазин отказался принимать.
Вскоре после этого, она заболела.
Я спросил ее об отношениях с отцом. Они были близкими, заботливыми и она каждый день о нем думала, часто связывая его с моментами ее жизни, например, с ее сыном.
Исследование обстоятельств чьего-либо поля влияния может оказаться важным, в отличие от непосредственного погружения в эмоциональные вопросы. Контекст дает важную информацию, которая может помочь задать направление терапии.
Итак, я попросил рассказать больше о частоте мыслей – по прошествии 5 лет, мне казалось, что это центральная часть и напоминание о своего рода незаконченном деле.
Она фактически не могла ответить в чем это заключалось или даже в действительности как она себя чувствовала, когда думала о своем отце, хотя выглядело это чем-то положительным.
На дальнейших сеансах возможным было погрузиться глубже в ее осведомленность, но при том, что вход был не найден, не хотелось идти на ощупь, угадывая, и лучше было остаться с тем, что она предъявила. Это один из способов, с помощью которых мы не прорываемся сквозь «сопротивление» в Gestalt.
Поэтому я присел на некоторое время, вбирая то, что она рассказала.
Я захотел использовать те структуры, которыми она уже оперировала: деньги, ведьма, и ее (почти) одержимость в мыслях о своем отце.
И я предложил ей некоторое домашнее задание: расширенный эксперимент Gestalt.
Я предложил ей приобрести одну единственную купюру бумажных денег. Я спросил, и у нее на компьютере появилась фото ее отца. Поэтому я посоветовал ей каждый день в одно и то же время ножницами отрезать крошечный кусочек бумажной купюры, класть его в печь для сжигания, включать компьютер с фото ее отца и просить его благословить ее жизнь, а затем выключать это фото.
Это то, что в быстрой терапии известно под названием «назначить симптом», и используется в Gestalt параллельно «Парадоксальной теорией изменения». Оставаясь в большей мере с тем, что есть.
Она хотела большего – очевидно продолжения ее неугомонного поиска большего количества терапии по данному вопросу, а также относительно изоморфа, о котором предупреждала ее ведьма, то есть о том, чтобы не быть слишком жадной в отношении получения слишком большого количества ценных «вещей» - в качестве которых выступали деньги.
Тем не менее, я отметил ее неугомонность и принял бы это во внимание для дальнейшей работы в другое время.
Она была на больничном, поэтому я спросил ее о том, как она провела свой день. Она оставалась дома, и в основном в ее распоряжении были 8 часов, в течение которых она готовила, отдыхала и выходила на прогулки.
Я спросил ее, были ли какие-то социальные вопросы, которые имели значение для нее и она ответила отрицательно.
Поэтому я предложил ей найти сервис проект, который бы она хотела начать и учредить в честь своего отца.
Это позволит изменить его символический образ, вместо экранной заставки — жизнь и вовлеченность, а не существование в болезни, в воспоминаниях о смерти и в апатии. Это также могло бы дать ей что-то, о чем можно было бы думать в течение дня — «чему можно было бы посвятить свою жизнь».